Комментарии к СТ 202 УК РФ

Статья 202 УК РФ. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

Комментарий к статье 202 УК РФ:

1. Правовое регулирование деятельности нотариата определено Законом РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357) (в ред. от 29.06.2012), согласно которому нотариат обеспечивает охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации на основе полученной лицензии.

2. Лицензия - документ, подтверждающий право на занятие, при определенных условиях, должности нотариуса. Гражданин, имеющий лицензию, по целому ряду причин может не приступить к работе в должности нотариуса (отсутствие вакансии, непрохождение по конкурсу, болезнь и т.д.). Независимо от причин, по которым он не был назначен на должность нотариуса по истечении трех лет после получения лицензии, необходимо сдавать повторно квалификационный экзамен, для того чтобы быть допущенным к должности нотариуса.

3. Нотариусы, совершающие нотариальные действия, могут работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой. К числу нотариальных действий относится удостоверение различных сделок, таких, например, как договоры по поводу имущества (отчуждения, залога); нотариусы удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общей собственности, удостоверяют копии документов и т.д. Эти и другие нотариальные действия представляют собой юридическое закрепление гражданских прав, обеспечивают их реализацию и предупреждают их возможное нарушение.

4. Часть 1 ст. 15 Основ устанавливает основные права нотариуса, которыми он руководствуется при совершении нотариальных действий. Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации.
Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов.

5. Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.
К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов. Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены дополнительные права.

6. В процессе осуществления профессиональной деятельности нотариус реализует полномочия, которыми его наделил закон (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

7. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 11.07.2011). Согласно данному Закону основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

8. Аудиторская деятельность (аудит) заключается в проведении независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, финансовых обязательств, в оказании других аудиторских услуг. Законодательными актами предусматриваются случаи обязательных аудиторских проверок, проводимых по требованию государственных органов. Такие проверки могут быть проведены и по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Заключение аудитора, явившееся результатом аудиторской проверки, служит документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

9. Частная аудиторская деятельность осуществляется либо аудиторской фирмой, либо физическими лицами, имеющими право заниматься аудиторской деятельностью, что также представляет собой разновидность предпринимательской деятельности.

10. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, - также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии со ст. 202 УК.

11. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами предполагает совершение любых незаконных действий, вопреки указанным выше, в процессе выполнения профессиональных функций. Рассматриваемый состав преступления образует специальный состав злоупотребления полномочиями служащими коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 УК). Опасность этого преступления заключается в нарушении законных прав и интересов граждан, коммерческих и иных организаций, с причинением им существенного вреда (определение существенного ущерба применительно к этому преступлению см. в п. 4 комментария к ст. 201 УК).

12. Объективная сторона преступления включает в себя следующие признаки: а) совершение действия (бездействия) вопреки задачам своей деятельности; б) причинение существенного вреда охраняемым интересам; в) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредом - существенным нарушением прав и интересов.

13. Рассматриваемое преступление является умышленным и преследует специальную цель - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам (улучшение положения дел с отчетностью хозяйствующего субъекта, создание препятствия для проведения расследования).

14. Уголовной ответственности по ст. 202 УК подлежат специальные субъекты: частный нотариус или частный аудитор. К частному нотариусу относится лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями нотариуса, не являющегося членом государственной нотариальной конторы. Аудитор (индивидуальный аудитор) - физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, получившее в установленном законом порядке аттестат аудитора и занимающееся аудиторской деятельностью в частной компании в качестве работника либо в качестве лица, привлекаемого к проводимым проверкам, либо работающее в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Существует проблема в квалификации злоупотреблений, допущенных государственными нотариусами. Они не являются должностными лицами и их нельзя привлечь к ответственности за должностные преступления. При совершении злоупотреблений с их стороны возможна ответственность за подделку документов, за соучастие в мошенничестве или другом преступлении, связанном с обманом или злоупотреблением доверием.

15. Среди обстоятельств, отягчающих это преступление (ч. 2 ст. 203 УК), указано на злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного. Дееспособность гражданина заключается в его способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Опасность злоупотребления полномочиями в отношении несовершеннолетних и недееспособных связана с особой уязвимостью этих лиц с точки зрения соблюдения их законных прав и интересов.