Комментарии к СТ 9 УК РФ

Статья 9 УК РФ. Действие уголовного закона во времени

Комментарий к статье 9 УК РФ:

1. Любой уголовный закон действует во времени и в определенном пространстве. Установление действующего закона на момент совершения преступления - исходный пункт процесса его применения к лицу, совершившему деяние.
Действующим признается уголовный закон, вступивший в силу и не отмененный на момент совершения преступления другим законом. В связи с этим определение времени совершения преступления приобретает важное нормативное и практическое значение.
Сам процесс совершения преступления, охватывающий определенный период от момента совершения действия (бездействия) до момента наступления в результате этого общественно опасных последствий, нередко бывает растянут во времени. Что считать в этих условиях временем совершения преступления - момент учинения самого действия или следующий за ним с большим или меньшим промежутком момент наступления последствий, - вопрос, непосредственно связанный с применением того или иного уголовного закона, если во время совершения преступных действий действовал один закон, а к моменту наступления последствий он был отменен и заменен другим уголовно-правовым актом. Часть 2 ст. 9 УК четко разрешает эту коллизионную ситуацию, устанавливая, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Это значит, что если последние и наступили спустя несколько недель или месяцев уже во время действия вновь принятого закона, применению подлежит акт, действовавший в момент совершения самого действия (бездействия).
Уголовный закон признается действующим, если он принят, подписан Президентом и опубликован в установленном порядке.
Эта важная процедура установлена Конституцией Российской Федерации. В частности, п. "д" ст. 84 устанавливает, что Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы, к числу которых относятся и уголовные, а ст. ст. 107 и 108 Конституции РФ регламентирует, что принятые Федеральным Собранием федеральные конституционные законы и федеральные законы подписываются и обнародуются Президентом в течение 14 дней. Пункт 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Основные же положения процедуры опубликования и вступления закона в силу предусмотрены Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

2. В соответствии с указанным правовым актом принятые Федеральным Собранием и подписанные Президентом РФ законы должны быть в течение 10 дней официально опубликованы в изданиях - "Российская газета", "Парламентская газета" и Собрание законодательства Российской Федерации. Официальным опубликованием считается публикация их текстов в названных источниках. Федеральный закон, если в нем не оговорен иной порядок, вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня его первого официального опубликования, т.е. с 00 часов следующего, восьмого, дня.
Возможен и другой порядок вступления уголовного закона в силу, когда в его тексте или в специально принятом законодательным органом постановлении указывается конкретная дата вступления закона в силу. Характерным примером в этом отношении является действующий Уголовный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания 5 июня 1996 г., подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г., а введен в действие Федеральным законом "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" с 1 января 1997 г. Столь относительно большой период между днями принятия УК РФ и вступления его в силу объясняется необходимостью ознакомления с его текстом граждан и детального изучения содержащихся в нем положений работниками органов, наделенных правом применения уголовного закона. Для ознакомления, изучения и осмысливания столь объемного кодифицированного правового акта шесть месяцев - срок, минимально необходимый.

3. Законодательной практике известны различные способы прекращения действия уголовного закона. Среди них можно назвать: а) отмену закона; б) замену его другим законом; в) утрату законом своей силы ввиду истечения срока его действия; г) в силу отпадения обстоятельств (например, состояния войны), в связи с которыми он был принят. В настоящее время основной способ - это принятие Государственной Думой специального акта, признающего тот или иной закон утратившим силу в связи с принятием нового закона. Естественно, что уголовный закон утрачивает силу ввиду декриминализации законодателем деяния, ответственность за которое он ранее предусматривал.

4. Актуальным для уголовного права является и вопрос о порядке опубликования и вступления в силу подзаконных нормативных актов, хотя они сами по себе и не могут устанавливать преступность и наказуемость деяния (см. комментарий к ст. 1 УК). Значимость указанного вопроса для правоприменительного процесса на началах неукоснительного соблюдения и осуществления принципа законности, безусловного следования требованиям ст. 8 УК об основании уголовной ответственности определяется тем, что диспозиции около одной трети норм Особенной части Уголовного кодекса (более 30%) по своему типу являются бланкетными и включают в себя признаки составов преступлений, регламентируемые нормами других отраслей права, а чаще всего подзаконными нормативными актами, например, правилами охраны труда, правилами дорожного движения, правилами безопасности при ведении горных, строительных и иных работ, правилами безопасности на объектах атомной энергетики и т.д. и т.п. Достаточно сказать, что все без исключения природоохранительные уголовно-правовые нормы (гл. 26 "Экологические преступления" УК) оснащены бланкетными диспозициями. При этом признаки, регламентируемые подзаконными правовыми актами, будучи включенными в бланкетную основу статей УК РФ, приобретают уголовно-правовой характер и их наличие или отсутствие имеет решающее значение при решении вопроса об основании уголовной ответственности гражданина.

Так как бланкетные признаки органически входят в содержание соответствующих составов преступлений при применении норм, их предусматривающих, неизбежно возникает необходимость установления трех обстоятельств. Во-первых, вступил ли в силу подзаконный нормативный акт. Во-вторых, не подвергался ли он изменениям или не был ли заменен (отменен) другим актом. В-третьих, если он был отменен, заменен, дополнен, то какое это оказывает влияние на наличие или отсутствие признаков состава преступления. В правоприменительной деятельности эти вопросы разрешаются на основании учета положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 17.11.2011) (Российская газета. 1996. 28 мая).

Указ устанавливает, что акты Президента и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Подзаконные нормативные акты Президента РФ официально публикуются в "Российской газете", "Парламентской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Президента РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Поскольку акты Президента в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. в отдельных случаях могут быть разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, а также переданы по каналам связи без их официального опубликования, надо признать, что такие нормативные документы не могут носить уголовно-правового характера, так как иное решение противоречило бы п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Положения же, регламентированные такими актами, непосредственно включены в диспозицию уголовного закона в качестве признака состава преступления и, следовательно, входят в содержание самого закона.
Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие в указанном смысле уголовно-правовое значение, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (ст. ст. 5 и 6 Указа).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, иных ведомств), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, тоже подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" или центра правовой информации "Система". Для применения уголовного закона очень важно содержащееся в п. 10 Указа от 23 мая 1996 г. прямое указание на то, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе и применения к гражданам и должностным лицам надлежащих юридических санкций.