В исключительных случаях предпринимателей будут сажать в тюрьму

Президент Дмитрий Медведев внес в ГосДуму законопроект, который должен способствовать дальнейшей гуманизации наказаний за экономические преступления. Поправки в Уголовный и Уголовно — процессуальный кодексы должны усилить ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности Тем, самым президент не только сдержал обещание, которые дал бизнесменам на прошлой неделе, но и перевыполнил его.

На встрече с предпринимателями 26 февраля Дмитрий Медведев пообещал внести законопроект, смягчающий ответственность за экономические преступления. Уже в понедельник документ поступил на рассмотрение Госдумы.

Дмитрий Медведев предлагает, чтобы на экономические преступления распространялись нормы, которые содержатся в принятом прошлом году законе о декриминализации налоговой сферы. Напомним, что закон в шесть раз увеличивается размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. Аналогичное увеличение предполагается в президентском законопроекте и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности. Так, размер крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям также предлагает повысить в шесть раз до 1,5 млн и 6 млн рублей.

Кроме того, президент считает необходимым ограничить применение такой меры пресечения, как взятие под стражу, для подозреваемых в совершении экономических преступлений. В частности, это должно допускаться только в «исключительных случаях, при наличии определенных статьей 108 УПК РФ обстоятельств, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся „общеуголовными“, в основном в сфере экономики.

Еще одной новацией, направленной на поддержку предпринимателей, является ужесточение ответственности чиновников за попытку помешать бизнесу. Например, в регистрации индивидуального предпринимателя или выдаче ему лицензии, а также незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Это будет наказываться штрафом до 500 000 руб. (сейчас — до 200 000 руб.) или лишением права заниматься определенной деятельностью до 3–5 лет.

Заключение под стражу в исключительных случаях

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость изменений вызвана тем, что общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах значительно превышает имеющееся число мест в следственных изоляторах. «Это обусловлено чрезмерно жесткой и не всегда оправданной практикой следственных органов и судов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вследствие чего ежегодно примерно 70 тыс заключенных под стражу впоследствии приговариваются к наказанию, не связанному с лишением свободы»,— сказано в документе.

Альтернативой взятию под стражу должно стать применение залога и подписки о невыезде. А чтобы эти меры стали действенными, предлагается установить высокий минимальный размер залога: в сумме 100 тыс. рублей — для уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести и 500 тыс. рублей — для уголовных дел по тяжким преступлениям.

Вид и размер залога должен определяться судом «с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. В качестве залога может быть внесено недвижимое и движимое имущество в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций». А вот «жилье помещение или его часть, находящиеся в собственности залогодателя и являющиеся для членов его семьи единственным помещением для проживания», в качестве залога приниматься не может.

Альтернатив не останется

В феврале группа единороссов во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым уже вносила поправки в ст. 108 УПК. Они предлагают запретить заключать под стражу обвиняемых по 33 уголовным статьям (незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств и т.п.) Теперь вероятнее всего, он будет отозван.

Как пояснил GZT.RU заместитель председателя комитета по бюджету и налога Государственной Думы Андрей Макаров, президентский законопроект гораздо шире охватывает эту проблему. «Поэтому целесообразнее принимать именно этот проект закона»,— уверен Андрей Макаров.

Впрочем, юристы все равно предлагают дождаться, когда президентский законопроект будет принят и наступит время его применения. По их словам, только это покажет, насколько он изменит ситуацию к лучшему. К тому же, по словам старшего юриста аудиторской компании Грант Торнтон в России Тамары Сивак, действующие нормы УК применялись не столь активно, поэтому говорить о том, что принятие поправок существенным образом повлияет на правоприменитульную практику, пока затруднительно.

«Что касается ужесточения ответственности в отношении чиновников за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, то здесь нужно смотреть не на размер ответственности, а уделить внимание тому, что образует состав соответствующего преступления. Это необходимо выяснить для понимания, насколько нормы вообще являются работающими. Дело в том, что сложности возникают именно с тем, что трудно доказать преступные действия или бездействие какого-то чиновника. Сам факт преступления сложно доказать, и это является проблемой»,— уверена Татьяна Сивак .

Впрочем, предприниматели могут быть довольны: их просьба о том, чтобы правоохранительные органы не цепляли «паравозом» к экономическим преступлениям статью о легализации незаконных доходов, была учтена. Новый проект предлагает установить обязательный признак легализации: «придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами».