Статья 271 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Нарушение правил международных полетов

СТ 271 УК РФ.

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты
полета или иное нарушение правил международных полетов -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до
шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 271 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются любые пилотируемые воздушные суда (летательные аппараты) независимо от их вида или государственной принадлежности.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (связанный с пересечением Государственной границы РФ). В статье дан не исчерпывающий перечень нарушений правил международных полетов. Нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения.

3. Преступление признается оконченным с момента нарушения указанных правил вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, отвечающее за соблюдение правил международных полетов (командир экипажа, иные лица, пилотирующие воздушные суда, авиационные диспетчеры и т.д.).

6. Вынужденное нарушение правил международных полетов (вследствие технических неисправностей, неблагоприятной метеообстановки и пр.) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК.

Второй комментарий к Ст. 271 УК РФ

1. Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил между
народных полетов.

2. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

3. Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Третий комментарий к статье 271 УК РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией Российской Федерации регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 25.06.2012), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., но и некоторыми положениями международного права.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. N 90 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов".
Данное преступление считается оконченным с момента нарушения указанных Правил.

3. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

4. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения. Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полетов.

5. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда (ст. 229.1 УК), террористический акт (ст. 205 УК), захват заложников (ст. 206 УК), угон воздушного судна (ст. 211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полетов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению. Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст. 263 УК.