Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

СТ 284 УК РФ.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил
обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения
о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и
наступление тяжких последствий, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех
до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.

Комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну (официальные документы, содержащие необходимые реквизиты, в том числе гриф секретности); б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы технических устройств, оружия, ракетного топлива и т.д.).

2. Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия: нарушении правил обращения с указанными документами и предметами (например, вынос указанных документов или предметов, их оставление в незакрытом сейфе). Правила обращения с такого рода документами и предметами обычно устанавливаются ведомственными правовыми актами.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде утраты соответствующих документов или предметов и, как следствие, наступления тяжких последствий. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом нарушения конкретных правил и наступившими общественно опасными последствиями. Утрата означает выход соответствующего документа или предмета из владения лица, потеря фактического контроля над ними, в результате чего они могли стать достоянием третьих лиц. Понятие тяжких последствий оценочное; к ним может относиться как утечка секретной информации, так и сам факт утраты единственного экземпляра документа.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее допуск к государственной тайне.

Второй комментарий к Ст. 284 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства.

2. Объективная сторона преступления характеризуется:

а) действием либо бездействием (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну);

б) последствием (утрата последних и наступление тяжких последствий);

в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.

Документ, содержащий государственную тайну, — официальный или неофициальный носитель информации о такой тайне (документы официального характера — справки, отчеты и т.п., черновые записи, данные, занесенные на магнитную ленту, фотои кинопленку и т.п.). Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.

Преступление окончено с момента утраты соответствующих документов, которая, в свою очередь, повлекла наступление тяжких последствий.

Утрата — это выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образуют, так как это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Понятие наступления тяжких последствий понимается так же, как в ч. 2 ст. 283 УК РФ.

3. Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (равным образом в виде легкомыслия или небрежности).

Третий комментарий к статье 284 УК РФ

1. Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия.
К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Документ - это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.
Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну, - это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.

2. С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков: а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами); б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями.
Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушения правил выражаются: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п.
Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.
Между фактом нарушения правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует <1>.
--------------------------------
<1> Например, если сейф, в который проникли преступники, хотя оказался неопечатанным, но изъятие документов произошло путем вырезки окна в нем автогенным аппаратом, - налицо отсутствие причинной связи, а следовательно, оснований для квалификации по ст. 284 УК.

Как показывают материалы практики, нарушения чаще всего связаны с тем, что лицо работает с документами в неустановленном для этого месте, в ненадлежащее время, не соблюдает правила и порядок их хранения, пересылки, передачи из рук в руки, уничтожения, ознакомления с ними других лиц и т.п. Например, Ч., находясь в служебной командировке в другом городе, в нарушение действующих правил носил по городу в сумке находящиеся при нем 12 совершенно секретных документов. Зайдя в телефонную будку, чтобы позвонить, Ч. забыл в ней сумку вместе с документами. Документы были найдены только на следующий день, в другом месте города, что привело к ознакомлению с ними посторонних лиц и наступлению тяжких последствий.
Понятие тяжкого вреда давалось применительно к ст. 283 УК. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести административную или дисциплинарную ответственность.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).

4. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне (ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне").
Расследование уголовных дел по утрате вызывает значительные трудности по двум причинам: 1) наличие факта утраты требует фактического наступления тяжких последствий, доказать которые во временном плане проблематично; 2) наличие обязательного допуска у субъекта связано с реальными ситуациями, когда определенная категория граждан допуск не имеет, а фактический допуск к таким сведениям налицо либо форма допуска не соответствует грифу секретности документов и материалов. Подобные вопросы, очевидно, потребуют своего решения на законодательном уровне, вплоть до изменения содержания статьи в УК.