Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

СТ 287 УК РФ.

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации
(документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если
эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет,
либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов
государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 287 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона описывается альтернативно как деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).

Неправомерность отказа предполагает обязанность предоставить информацию (документы, материалы) на основании закона (см. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации").

2. Преступление окончено с момента направления отказа или направления неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставить информацию (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.

3. Субъект преступления специальный: должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.

4. Среди признаков особо квалифицированного состава (ч. 3) необходимо отметить п. "а", предполагающий сокрытие любых правонарушений (в том числе административных и дисциплинарных), совершенных должностными лицами органов государственной власти, и п. "в", предполагающий тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 286 УК).

Второй комментарий к Ст. 287 УК РФ

1. Непосредственный объект — нормальная деятельность палат Федерального Собрания и Счетной палаты РФ.

Предметом преступления является информация в виде документов или материалов. Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.).

2. Согласно Регламентам обеих палат Федерального Собрания РФ, каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ.

Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.

3. Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм:

1) неправомерный отказ в предоставлении информации;

2) уклонение от ее предоставлении;

3) предоставление заведомо неполной информации;

4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.

Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т.е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.

Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.

Предоставление заведомо ложной информации означает намеренное искажение запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.

Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — специальный, т.е. должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.

6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. комментарии к ст. 285 УК). Совершение преступления главой органа местного самоуправления не образует рассматриваемого квалифицирующего признака.

7. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется наличием любого из трех признаков:

а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти;

б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) оно повлекло тяжкие последствия.

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений (не только уголовных), об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т.е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и не должностными.

Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.

Другие комментарии к Статье 287 УК РФ