Статья 211 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

СТ 211 УК РФ.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного
состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы
на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные
тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи,
сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической
деятельности, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются суда воздушного транспорта (ст. 32 Воздушного кодекса РФ), суда водного транспорта (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и иные законы), железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. их противоправным самовольным перемещением; б) захватом судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. противоправным завладением ими и установлением над ними контроля. Захват по времени предшествует угону. Способы угона и захвата могут различаться (прямое применение физического или психического насилия к экипажу (локомотивной бригаде), обслуживающему персоналу, пассажирам; отдаленное установление контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом с помощью технических средств и т.д.).

3. Преступление признается оконченным: при захвате - с момента установления контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом, а при угоне - с момента начала движения либо (если захват произошел в движении) с момента получения контроля над направлением движения и возможности изменения последнего.

4. При наличии цели хищения содеянное квалифицируется как хищение.

5. Иные тяжкие последствия в ч. 3 представляют собой аварии, серьезный сбой графиков работы транспорта и т.п.

6. Угон и захват с целью угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы РФ), квалифицируются по совокупности со ст. 211 УК.

Угон и захват, выступающие в качестве способа совершения террористического акта либо осуществления иной террористической деятельности, образуют особо квалифицированный состав преступления (ч. 4) и квалифицируются по совокупности с этими преступлениями.

Второй комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

О характеристике указанных предметов преступления см. комментарий к ст. 263 УК.

2. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и посадки.

Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать транспортное средство для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может, осуществляется с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211).

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, для захвата обязательна цель — угон судна. Если захват осуществляется с иной целью (например, с целью продажи), то отношения в сфере общественной безопасности не терпят урона. Такое деяние должно квалифицироваться по иным статьям Уголовного кодекса.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Угон судна (воздушного или водного), находящегося на земле (или в порту), могут совершить член экипажа судна, обслуживающий персонал авиапредприятия (или порта), а также посторонние граждане, незаконно проникшие на его борт.

5. Содержание квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 211) аналогично содержанию одноименных квалифицирующих признаков, предусмотренных ст. 206 УК.

6. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 211) предполагает совершение деяния организованной группой (ст. 35 УК), наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

Под иными тяжкими последствиям понимают крушение, аварию транспортного средства, значительное повреждение груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

7. Уголовная ответственность наступает по ч. 4 ст. 211, если угон был сопряжен с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности.

Третий комментарий к статье 211 УК РФ

1. Объект преступления - общественная безопасность.

2. Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) угон указанного судна либо состава или б) захват такого судна или состава в целях угона.
Угон - это противоправное завладение судном или составом и использование их для полета, поездки или в качестве плавающего средства.
Захват - это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

4. Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

6. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК); в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Содержание признаков, указанных в п. п. "а", "г" ч. 2 ст. 211 УК РФ, совпадает с аналогичными признаками захвата заложника (ст. 206 УК).
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, означает причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза может выражаться в запугивании убийством, причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

8. Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК) либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов и т.п.