Комментарии к СТ 285.3 УК РФ

Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Комментарий к статье 285.3 УК РФ:

1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (ред. от 28.07.2012). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество. Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.
Внесение записи в реестр подтверждается документом - свидетельством о государственной регистрации.

2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов - заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.

3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.
Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.
В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа. К числу тяжких последствий (ч. 3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.

5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.