Статья 290. Получение взятки

СТ 290 УК РФ.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания.

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса

1. Под взяткой закон понимает деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права. Содержание указанных разновидностей взятки раскрывается в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". Взятка имеет исключительно имущественную природу и подлежит денежной оценке в приговоре суда; соответственно, не могут признаваться взяткой положительные отзывы, рецензии, услуги сексуального характера, оказываемые непосредственно дающим такую "взятку" лицом.

2. Объективная сторона получения взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) принятие взятки лично должностным лицом; б) принятие взятки родными или близкими должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) принятие взятки посредником с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) принятие взятки любым иным физическим или юридическим лицом по указанию должностного лица.

При этом взятка получается либо за совершение конкретных действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за способствование совершению указанных действий (бездействия), либо за общее покровительство или попустительство по службе (см. п. 2 - 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

3. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей; иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24.

При этом действия (бездействие), за которые дается взятка, находятся за пределами состава преступления, однако в зависимости от времени их совершения выделяют два вида взятки: взятка-подкуп, при которой взятка передается до момента совершения интересующих действий (бездействия), и взятка-вознаграждение, при которой взятка передается после совершения интересующих действий (бездействия). Предшествующей обусловленности взятки при этом не требуется (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

4. Субъект специальный: кроме российских должностных лиц (см. комментарий к ст. 285 УК), им также могут быть иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК).

5. Квалифицирующие признаки состава преступления связаны:

а) с размером взятки (ч. 2, п. "в" ч. 5, ч. 6; примечание 1 к ст. 290 УК);

б) незаконностью действий (бездействия), за которые получается взятка (ч. 3; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). В случае если получающий взятку совершает за взятку иное преступление, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24);

в) признаками специального субъекта или соучастием в получении взятки (ч. 4, п. "а" ч. 5; п. 15 - 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24);

г) вымогательством взятки (п. "б" ч. 5; п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

6. Получение взятки следует отличать от мошенничества (ст. 159 УК РФ) (см. п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

Второй комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. УК РФ связывает предмет преступления только с выгодами имущественного характера: взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав. Принятие перечисленных предметов и прав оценивается как получение взятки и в тех случаях, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу.

2. Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством РФ отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК).

3. Понятия незаконного оказания услуг имущественного характера и предоставления имущественных прав разъясняются в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

4. Получение взятки квалифицируется по ч. 1 ст. 290 УК при условии, что стоимость предмета преступления превышает 10 тыс. руб.

5. Объективная сторона преступления заключается в получении взятки лично или через посредника.

Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.

Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем.

6. Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности либо предоставляет услугу имущественного характера за то, что должностное лицо совершит (или не совершит) в его пользу ответные действия. Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки — она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:

а) входят в служебные полномочия должностного лица;

б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;

в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должност
ного лица;

г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.

7. Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица, следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые входят в круг служебных полномочий должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.

8. Способствование виновным благодаря своему должностному положению совершению желательных для взяткодателя действий, которые не входят в его служебные полномочия, означает использование значимости и авторитета занимаемой взяткополучателем должности, его начальственного положения по отношению к лицам, в непосредственном ведении которых находится интересующий взяткодателя вопрос, а также служебных отношений с другими должностными лицами. В данном случае взяткодатель использует не свои служебные полномочия, а свое служебное положение, понимаемое в широком смысле. Однако нужно иметь в виду, что использование лицом не служебных, а личных отношений с должностными лицами, полномочными решать нужный вопрос, не означает использования служебного положения.

9. Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю. Между тем, Пленум Верховного Суда РФ необоснованно сузил эту форму, толкуя ее как общее покровительство по службе, понимая под ним незаслуженные поощрения, необоснованное продвижение по службе, совершение иных покровительственных действий в отношении подчиненного, не вызываемых необходимостью (п. 5 указанного постановления). На самом же деле взятка за общее покровительство вполне может быть получена должностным лицом, которому взяткодатель не подчинен по службе, не подконтролен и не поднадзорен (например, руководитель строительной фирмы по отношению к главе администрации района).

10. Попустительство по службе означает непринятие должностным лицом мер в отношении подчиненных, совершающих дисциплинарные проступки, допускающих упущения по работе и т.п. (п. 4 названного постановления).

11. Итак, необходимым признаком получения взятки является ее обусловленность определенными ответными действиями должностного лица. Это в равной мере касается как взятки-подкупа, когда она предшествует желательным для взяткодателя действиям должностного лица, так и взятки-вознаграждения, при которой взятка вручается должностному лицу после совершения им действий (бездействия) в интересах взяткодателя. Если же должностное лицо совершает по службе законные и целесообразные действия, не рассчитывая на вознаграждение от частных лиц, а затем получает от заинтересованного лица заранее не обещанную, а потому неожиданную благодарность в материальной форме, то состав получения взятки отсутствует.

12. Обусловленность взятки ответными действиями взяткополучателя — необходимое условие его уголовной ответственности. Однако сами эти действия находятся за рамками объективной стороны получения взятки, их фактического совершения не требуется для квалификации действий взяткополучателя. Даже если, получая взятку, должностное лицо реально не собиралось выполнять требование взяткодателя, состав преступления имеется. Однако в случаях, когда должностное лицо принимает вознаграждение за совершение заведомо невыполнимых действий, которые не входят в его компетенцию, и оно объективно не может ни совершить их, ни способствовать их совершению другим должностным лицом, деяние должно квалифицироваться не как получение взятки, а как мошенничество (п. 24 указанного постановления).

13. Получение взятки следует считать оконченным преступлением в момент фактического принятия должностным лицом хотя бы части оговоренной взятки (п. 10 указанного постановления). Если должностному лицу не удалось получить взятку по причинам, не зависящим от его воли, его действия надлежит квалифицировать как покушение на получение взятки. Однако покушением нельзя признать предложение должностного лица дать ему взятку, как и изъявление его согласия на принятие предложенной взятки, если это лицо не совершило никаких конкретных действий для реализации высказанного намерения.

В случаях, когда предметом преступления являются незаконные услуги имущественного характера, преступление окончено с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (п. 11 постановления).

14. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом, который с необходимостью вытекает из сущности данного преступления.

15. Субъект преступления (ч. 1) — специальный: должностное лицо, не занимающее государственных должностей Российской Федерации или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации (см. примечание 2 к ст. 290 УК).

16. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает получение взятки в значительном размере (т.е. на сумму свыше 25 тыс. руб. — примечание 1).

17. Квалифицированный состав (ч. 3) предполагает получение взятки за незаконные действия, т.е. за неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий взяткополучателя или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения. Для квалификации преступления по этому признаку определяющим является получение взятки под условием совершения незаконных действий, а не фактическое их совершение. Если за взятку должностное лицо реально совершает незаконные действия, не являющиеся преступными, то их совершение охватывается частью 3 ст. 290 УК, а если такие действия содержат состав иного преступления (служебного подлога, злоупотребление должностными полномочиями, фальсификация доказательств и т.д.), то они требуют самостоятельной квалификации.

Примечательно, что в законе не используется признак заведомой незаконности.

18. Особо квалифицирующим признаком (ч. 4 ст. 290 УК) является получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления. Этот признак имеет такое же содержание, что и в ст. 285-287 УК.

19. Более опасная разновидность получения взятки характеризуется тем, что она получена группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с вымогательством взятки, либо в крупном размере (ч. 5).

20. Получение взятки по предварительному сговору группой лиц (п. «а») означает, что в преступлении участвовали два или более должностных лица, заранее договорившихся о совместном получении взятки с использованием служебного положения каждым из виновных. При этом не имеет значения, какая часть взятки была получена каждым из этих лиц. Преступление окончено, когда любая часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом. Действия лиц, не являющихся должностными, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются как посредничество во взяточничестве (п. 15 постановления).

21. Под организованной группой (п. «а») понимается созданная для многократного получения взяток устойчивая группа, в которую помимо одного или нескольких должностных лиц могут входить и лица, не являющиеся должностными, действия которых должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 290 УК без ссылки на ст. 33 УК (п. 16 постановления).

22. Вымогательство взятки (п. «в») означает требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина, либо поставление его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 18 постановления). В то же время нельзя считать вымогательством простое предложение должностного лица дать ему взятку, а равно требование взятки под угрозой совершения законных действий (от которых, понятно, не могут пострадать правоохраняемые интересы взяткодателя).

Если с согласия или по указанию должностного лица вымогателем выступает другое лицо, не являющееся получателем взятки, его действия следует квалифицировать как посредничество во взяточничестве (п. 19 постановления).

23. Крупный размер взятки (п. «в») означает, что сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышают 150 тысяч рублей (примечание 1).

24. Самый опасный вид взяточничества — получение взятки в особо крупном размере (ч. 6), т.е. на сумму свыше 1 млн руб. (примечание 1).

25. Если заранее оговоренный размер взятки был значительным, крупным либо особо крупным, однако фактически полученное должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер (например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки), содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере (п. 10 постановления).

Другие комментарии к Статье 290 УК РФ